Яндекс.Метрика

История возникновения «итальянки» в СССР — ВАЗ-2101

  • Как рождаются легенды
  • Как делали первые «Жигули»
  • Как корабль назовешь, так он и поплывет
  • Не верьте легенде
  • Модификация «Копейки»

В конце 60-х годов, невозможно титанические строительства, никому не нужны фразы рек, назад, вправо и влево, безумные расходы на космос и вооружение, экономика страны дышала на ладан. И вот появился ВАЗ-2101. Чудо советской техники. Как это могло случиться?

Как рождаются легенды

ЦК КПСС и Совета министров СССР в июле 1966 года было принято историческое решение. Сами того не понимая, советы со своими министрами дали начало новой эпохи в развитии автомобиля на 1/6 территории суши на земле. Это сравнимо разве что с изобретением колеса или подвиги Генри Форда. Верхушка советского руководства решили построить совершенно новый завод по производству автомобилей в Городе Тольятти.

Стоит отметить, что не последнюю роль в решении сыграла коммунистическая партия Италии. Взаимная симпатия на основе марксизма-ленинизма привела к тому, что именно концерна FIAT, где он был тогда очень сильный прокоммунистический профсоюз, была оказана честь разработать технический проект нового автомобиля. Уже через год после пленума был официально подписан контракт главы концерна ПЭТ с министром автомобильной промышленности СССР о создании автозавода с полным производственным циклом.

Советская делегация Минавтопрома в Турине осматривает модельный ряд ФИАТ, 1966 год

Подписание соглашения о сотрудничестве: слева — А. М. Тарасов, справа — В. Валетта.

Это было палочкой для экономики СССР. Страна срочно нуждалась в качественном собственном продукте, в целях стабилизации рубля, насыщенность рынка и доказательствами бесконечного роста уровня жизни в стране. И такой волшебной палочки, стал в итоге ВАЗ-2101.

Как делали первые «Жигули»

Когда стала задача выбрать готового донора для советского народного автомобиля, появились некоторые трудности. Потому что все нормальные европейские автомобили, тем более в последние годы, никоим образом не подходили под совковые условия, разные климатические зоны, культура производства традиционно низкая, ужасающее состояние дорог и качество топлива ни в коей мере не способствовали введению новейших европейских решений.

В полигонных условиях были самые современные автомобили Европы того времени: автомобиль 1966 года FIAT 124, Morris 1100, Peugeot 204, Ford Taunus, Scoda MV 1000. Наравне с ними испытали наши москвичи и Запорожцы. Половина европейских звезд просто рассыпались на наших трассах. Явных лидеров торгов были Renault 16 и Peugeot 206. Почему произошла такая большая историческая ошибка, описано выше. Телефон Брежнева лично руководителю завода поставил все точки. Только FIAT. Кстати, в вопросе поучаствовала и агентура КГБ.

FIAT-124 во время тестов

Еще одно фото FIAT-124 на дмитровском автополигоне.

Таким образом, ВАЗ-2101. Автомобиль значок. Автомобиль мечта. Автомобиль сон. При цене в четыре с половиной годовых зарплаты среднестатистического гражданина, в очереди за ним выстаивались лет. Москвичи, Запорожцы и Волги того времени ни в коей мере не может конкурировать с передовой конструкцией ВАЗ 2101.

Но и в конструкции FIAT были внесены многочисленные изменения. Носили адаптивный характер, не каждый узел и деталь автомобиля, она могла в полной мере существовать на территории до такой степени развитого социализма, когда в 1967 году на полигон доставлен страшно FIAT и начали обычные тесты, советских конструкторов опустились руки. После пробега на тротуар, полностью вышла из строя передняя подвеска, не выдержали петли. За 600 км на песчаных маршрутах изношенные задние дисковые тормоза. Нормальный режим работы в течение недели привела к многочисленных трещин стоек кузова и смерти, балки задней оси.

Речь о более сложных и длинных маршрутах по просторам СССР быть не могло. Наши и итальянские инженеры, засучив рукава, начали довести до желаемого состояния гостя из Турина, будущее ВАЗ 2101.

Итальянцы и не мог себе представить, как ценны для компании результаты предварительных исследований и рекомендации советских коллег. Изменения нужно вносить практически в любой узел автомобиля. Рычаги передней подвески, усилить и немного нагружать. Долго бились над хрупкостью тела, но побороли и эту беду. Укрепить конструкцию балки заднего моста.

За двигатель тоже придется отчаянно бороться. Но уже с италией. Они упорно настаивали на внедрении трансмиссии на ВАЗ 2101 с нижним расположением распределительного вала. Наши настаивали на передовой с технической точки зрения, двигатель с верхним распредвалом. Были даже хитрые уловки — пустить в серию старый двигатель, а новый верхневальный внедрим, когда испытаем его дома, в солнечной Италии. Но в ответ услышал решительное нет.

Пришлось заменить также задние дисковые тормоза, более прогрессивные, но менее надежные тормоза, барабанные. Также было учесть в конструкции заводную рукоятку кривой стартер. Установлено наружное зеркало заднего вида, изменили дверные ручки внешние встраиваемые. Добавлены светильники клаксона, которого не было на FIAT. На автомобиль ВАЗ 2101 появились датчики давления и амперметр. Важно было и то, что наши конструкторы приняли во внимание возможность увеличения мощности двигателя.

Цилиндры расположены немного дальше друг от друга, чтобы в процессе модернизации можно было увеличить диаметр втулки. В общем, ВАЗ 2101 стал на 90 кг тяжелее, чем FIAT.

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Интересная история приключилась в жанре шильдиком ВАЗ 2101. Первую партию эмблем подготовили и разработан в Италии. На ней изображалась знаменитая вазовская башня, а под ней надпись ТОЛЬRТТИ. Итальянцы перепутали буквы, и 19 апреля 1970 года из заводских ворот с такой казусной надписью и вышла первая партия ВАЗ-2101. Потом они начали меняться, и надпись была удалена в целом, но первые экземпляры очень ценятся среди коллекционеров.

Сборка первых автомобилей ВАЗ-2101

Берите Родина. Первый автомобиль! 1970 год.

О названии нового автомобиля тоже стоит сказать особо. В ноябре 1968 года, популярен среди автомобилистов журнала «За рулем» решил объявить конкурс на название нового флагмана советского автомобилестроения ВАЗ 2101.

Каких названий не присылали в редакцию активные читатели ВИЛ-100, по случаю столетия Ленина, Памятник, какой-то Директивен и многие другие. Но более полутора тысяч читателей выбрали имя Лада. Они не знали, что вопрос уже решен, даже на международном уровне. В конструкторское бюро FIAT еще в 1967 году мы получили заказ на разработку и дизайн надпись Lada. Через несколько лет экспортные ВАЗ-2101 именем по-прежнему Lada. Но не из уважения к читателям SP. Дело в том, что имя Лада подозрительно соответствует французского слова альфонс.

Не верьте легенде

Говорят, что детали и узлы ВАЗ-2101, даже болты головки блока цилиндров с проштампованными или отлитыми надписями FIAT, привезенные из Италии. Ничего подобного. Все собранные на территории ВАЗ. Просто некоторые матрицы были переданы из Турина. По мере изменения конструкции ВАЗ 2101, штампы заменены новыми.

В конце концов, ВАЗ-2101 получил следующие технические характеристики:

  • Годы выпуска 1970 — 1988. За это время было выпущено 4 850 000 экземпляров.
  • Кузов несущий, стальной, 4-или 5-дверный седан.
  • Шестицилиндровый бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами двигатель объемом 1200 см квадратных, верхнеклапанный, карбюраторный, водяного охлаждения со степенью сжатия 8,8.
  • Максимальная мощность 64 л. с. при 5600 об./минут.
  • Четырехскоростная механическая коробка передач с задними ведущими колесами.
  • Передняя подвеска независимая ссылку, спиральные пружины и гидравлические телескопические амортизаторы с торсионным стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя, зависимая, ссылку пружинная с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
  • Рулевое управление червь с двойным валиком.
  • Двойной дисковый гидравлический с механическим стояночным тормозом. Передние дисковые, задние барабанные.
  • Снаряженная масса 950 кг.
  • Максимальная скорость 140 км/ч.

В декабре 1973 года на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

А через 5 лет, 3 июня 1978 года, уже собрал 4 миллионный автомобиль

Аудитория с энтузиазмом встретила новый автомобиль. ВАЗ 2101 ударил владельцев тот факт, что без проблем заводился на морозе. Волгам и Москвичам не снилось. Этого удалось достичь с помощью гениальной конструкции карбюратора. Простой, и в то же время очень продуманный и надежный. Его своими силами, многие водители с успехом ставили на Москвичи, и Волги. ВАЗ 2101 открыл советским водителей и новые стандарты очистки масла. Высокое качество и компактный масляный фильтр до сих пор называют жигулевским. Так же, как и фильтр, бумажный фильтр со сменным элементом был куда практичнее и проще в эксплуатации, чем москвичевский.

Система охлаждения ВАЗ 2101 была рассчитана на применение специальных антифризов, которые были новинка в нашем водителям. Не то, что водители, как и химикам тоже. Пришлось разработать специальную жидкость отечественного производства в ИНСТИТУТЕ органической химии. Растворы обязана своим рождением на свет именно ВАЗ 2101.

С введением такой системы охлаждения, как ВАЗ 2101, с баком на других автомобилях также повышенную стабильность температуры и удобство использования в зимний период. Как ни странно, наполовину итальянский ВАЗ-2101 лучше переносил бензин неважного качества, чем Москвич или Волга. Речь не о степени сжатия двигателя, Москвич она похожа, а по форме и конструкции камеры сгорания.

Ресурс двигателя ВАЗ 2101 был значительно больше, чем у Москвича. Эго объясняется тем, что в первую очередь, жигулевский двигатель имел короткоходную поршневую. При диаметре цилиндра 76 мм ход поршня составлял 66 мм. А чем меньше скорость поршня в цилиндре, тем меньше износ поршневой и вкладышей коленвала, колец, распредвала, самих поршней и втулок. Ресурс двигателя ВАЗ 2101 составлял более 100 000 километров.

Модификация «Копейки»

С такими прогрессивными темпами ВАЗ 2101 заводчанам не грех было подумать об изменениях. Их не так много. Почти что не имеет. Если не считать ВАЗ 21011 и ВАЗ-2102.

ВАЗ 21011 отличался от старшего брата незначительно. Как внешне, так и внутренне. Вместо клыков, таких родственников и характерных для ВАЗ 2101 на бампере появилась хорошая резина отбойник панель. Заднюю кузовную стойку украшала решеточка вентиляции. Немного изменили конфигурацию задних фонарей, теперь они стали трехсекционные с отражателем по центру. Исчезла модная металлическая никелированная надпись Lada сзади кузова. Вместо нее на все последующие модели стали устанавливать пластиковые не связанные, но на задней кромке крышки багажника. Передние подфарники поменял цвет с белого на оранжевый.

Если статья вам понравилась, пожалуйста, напишите в комментариях, и мы опубликуем продолжение, модификации и отличие ВАЗ-2101 от FIAT 124.

Статья подготовлена для сайта automotolife.com

Похожие

Leave a Comment